«Глубокой ненастной осенью 1695 года Пётр I ехал из Москвы в Воронеж, где намеревался наладить работу верфей по строительству судов для Азовского флота. В районе Грязей карета царя завязла по самые ступицы в жирном чернозёме. Долго безуспешно пытались служилые люди вызволить карету из трясины. Тогда государь слез на землю, упёрся плечом (а силушка у него была богатырская!), и повозка медленно выбралась из плена. Пётр Алексеевич отёр руки платком и усмехнулся: «Ну и грязи!» С тех пор так и пошло: «Грязи, да Грязи»… Легенда, разумеется, она и есть легенда. А вот как всё обстояло на самом деле. В 1865 году указом императора Александра II первым министром путей сообщения России был назначен П.П. Мельников. Павел Петрович прекрасно понимал, как может помочь стране, страдавшей от бездорожья, новый вид транспорта. «Глубоко убеждён, — писал он, — что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для неё более, чем для какой-либо другой страны Европы, что климат России и её пространства сделают их особенно драгоценными для нашего Отечества...» В апреле 1866 года на заседании Совета Министров Российской империи был утверждён проект П.П. Мельникова, согласно которому предполагалось построить 14 крупных железных дорог, в том числе Козлово-Воронежскую. Эта дорога пролегла рядом с деревней Дмитриевкой (ныне улица Первомайская г Грязи), стоявшей на землях князя Волконского. В начале февраля 1868 года по ней проследовал первый грузовой состав, а с июня пошли пассажирские поезда. Для обслуживания дороги была построена станция. Посёлок, находившийся поблизости, получил название по старинному селу Грязи. Со временем Грязи превратились в крупный железнодорожный узел с четырьмя основными направлениями: Москва, Царицын, Орёл и Ростов. 15 июня 1893 года произошло слияние Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Гряжской и Грязи-Царицынской железных дорог. Образовалось Общество Юго-Восточных железных дорог.