Музей изящных искусств им. Пушкина

 
Музей изящных искусств очень помпезно, под специально написанную для этого случая музыку, в присутствии императора Николай II был открыт в Москве в мае 1912 года. Это произошло благодаря неутомимой и плодотворной работе профессора, крупного знатока теории искусства Ивана Владимировича Цветаева (отца Марины Цветаевой). Необходимость иметь в городе специально построенное здание для публичных посещений и изучений произведений искусства «витала в воздухе» на протяжении XIX века, но только в конце 1896 года такое решение было принято на самом высочайшем уровне. И сразу же был объявлен профессиональный конкурс на лучший проект для музея.
 
Отметим, что к началу XX столетия в России существовали только частные художественные коллекции. Они размещались в помещениях, которые не были изначально построены для этой цели, кроме того, туда не могли попасть все желающие. В частности, изучающие искусство студенты. Это и стало главной целью Цветаева – открыть учебный центр при Московском университете. Пока продолжался конкурс на лучший проект музея, определялся победитель, шло строительство здания неподалеку от Кремлевских стен и Храма Христа Спасителя, Иван Владимирович трудился над созданием фонда: завозил гипсовые слепки античных статуй лучших европейских мастерских, сделанных из оригиналов. Коллекция собиралась с целью изучения истории искусства с древности до XVI века. В 1909-1911 годах при содействии профессора государство выкупило крупнейшее собрание (около 6 тыс. экземпляров) оригинальных предметов с древнего Египта востоковеда Голенищева.
 
Строительство современного здания для выставок и хранения бесценных произведений, пополнение фонда не могло бы быть без участия меценатов и покровителей. Среди самых известных: великие князья Сергей и Павел Александровичи, постоянно хлопотавшие перед Государем о выделении средств; крупный фабрикант Юрий Нечаев, пожертвовавший 2 миллиона на этот проект; дипломат Михаил Сергеевич Щекин, подаривший произведения старинной итальянской живописи XIII-XVI столетий; великая княгиня Елизавета Федоровна и многие, многие другие. На спонсорские средства архитектор Клейн - победитель конкурса - прошел обучение заграницей на предмет строительства и устроения музеев. Одна из жертвователей, купеческая вдова Варвара Алексеева условием своей помощи назвала присвоение музею после завершения строительства имени Александра III, что и было выполнено.
 
Музей сразу же завоевал популярность публики, даже в будни ежедневное посещение составляло 700-800 человек, в выходные это количество утраивалось. Само здание было оформлено как античный храм, таково было пожелание Цветаева. Предполагались лишь дневные часы экскурсий, поэтому электрического освещения не подводилось. Дневной свет проникал через стеклянную арочную крышу второго этажа.
 
После национализации в 1924 году музей приобрел статус государственного, а в 1937-м ему присвоили имя А.С. Пушкина.
 
Коллекция музея существенно пополнилась после революции за счет частных собраний из усадеб, расформирования музея иконописи и живописи Остроухова и Румянцева. В настоящее время фонды музея насчитывают чуть меньше 700 тысяч экспонатов. Это и скульптуры, живописные полотна, археологические артефакты, фотографии. Музей живет и развивается, строятся планы реконструкции, которые позволят значительно расширить имеющиеся площади.
 
А если вы уже построили планы на ближайшие выходные, и в них - посещение «Пушкинского» музея, то наша компания такси готова облегчить вам самое трудное: дорогу в музей и обратно. Сделаем это быстро, комфортно, безопасно.
 
 

Карта сайта